Я в Instagram подписана на несколько ростовских школ танца, и вчера наткнулась на пост владелицы одной из них: мол, приходите на индивидуальные занятия, на них вы можете изучить — и дальше список, в котором ирландские танцы. Я, конечно, попросила видео, его, «к сожалению» (это цитата, а не ирония, если что), не оказалось. Однако я в очередной раз вспомнила, как в Ростове впервые появились «ирландские танцы». Я тогда работала в «Вебстрое», и к нам пришла дизайнерка, которая ставила эстрадные индийские танцы. Я вообще по индийским танцам не специалист, знаю только, что есть традиционные, где каждое движение исполнено смысла и имеет поэтичное название: например, «Будда умывается каплей росы с лепестка лотоса». При этом в физиологически противоестественной кракозябре, в которую скручивается танцорка, угадать Будду, лотос и росу не получается даже при очень богатой фантазии, но все равно захватывает дух от возможностей человеческого тела. Эстрадные танцы — совсем другое дело. Они похожи на индийское кино: Зита и Гита любят Рамеша, Рамеш любит хомяков, хомяки любят пожрать. В эстрадном танце помимо хореографии обязательно будут сюжет, герои, экспозиция и кульминация. Может, даже хомяк. И вот заговорили мы с дизайнеркой про танцы, она показала запись нескольких их номеров, а я пожаловалась, что угораю по ирландским, но их в Ростов отродясь не завозили. И она отвечает, что ей тоже Майкл Флэтли снится по ночам, и она бы поставила номер для «Студенческой весны» по мотивам, но в их коллективе всего три человека, а нужно минимум восемь. И тут я говорю: да не вопрос, я тебе сейчас найду. И нашла помимо себя Тамару, притащила своего тогдашнего бойфренда, и, кажется, еще кого-то, уже не помню кого, но точно вроде парня, а не хомяка. Дизайнерка нашла еще пару человек, и приступили мы к подготовке номера. Начали мы с того, что скачали мастер-класс Джин Батлер. Отдельно надо отметить, что было это, наверное, лет 17 назад — тогда еще Youtube не было, а торренты в плане контента уступали нынешним — из ирландских танцев там имелись только Джин и все шоу Майкла Флэтли. Шоу мы отвергли сразу, потому что не могли уследить, что они там делают ногами, а вот Джин поначалу показалась нам подходящим материалом для постановки первого в Ростове ирландского танцевального шоу. И минут 15 еще казалась, потому что потом выяснилось, что в начале мастер-класса шла разминка. Потом Джин начала прыгать антраша и прочие кунштюки, и мы опять утратили контроль за ногами референса. Поставили на замедленную промотку, но единственное, что нам это дело — понимание, что за месяц мы не научимся ни одному прыжку. А отступать уже некуда — дизайнерка к тому времени уже даже выбила из института зал для репетиций. Пошли мы не то чтобы по пути наименьшего сопротивления, а по единственному возможному — взяли музыку из шоу Майкла Флэтли, несколько движений из разминки Джин, а остальное уже дизайнерка и Тамара (отпахавшая несколько лет в коллективе Дианы Фердер) поставили, исходя из возможностей танцоров. В принципе, рассуждали мы, мало кто разбирается в ирландских танцах, так что для «Студенческой весны» вполне сойдет. В качестве моральной поддержки мы посетили один из отборочных туров. Выходили с него, потирая руки и предвкушая овации и букеты — на сцену выпустили средненькую пару бальников и коллектив уличного танца, где все солировали, хотя по задумке хореографа явно должны были быть синхронны, и даже сальто в финале номер не спасало. В общем, нормальная такая студенческая самодеятельность, на фоне которой мы смотрелись явными фаворитами. Когда мы пришли на свой тур, на сцене разминался коллектив кавказского танца — человек двадцать, подобранных по росту. Вокруг были развешаны их костюмы, богатые, как реквизит в «Игре престолов». Нет, я не хочу сказать, что это были не студенты — но студентов этих явно отдали заниматься лезгинкой года в четыре. С выходом в финал мы попрощались сразу, но решили, что хотя бы овации выбьем — как минимум бодрой музыкой. Прогон наиболее профессиональная половина нашего свежесколоченного коллектива начала с мата: сцена оказалась лакированным паркетом, на котором чешки скользили, как коньки на льду. В результате несколько человек вышло танцевать просто в белых носках, рассудив, что из зала все равно особо не разберут, что там у нас на ногах, а ноги — вещь ценная, ее беречь надо. Неофиты вроде меня вообще не поняли, о чем речь (и в результате одно падение у нас таки было). И вот начинается выступление. И тут мы получаем второй удар: в жюри оказывается хореографиня из ансамбля Дианы Фердер. Это, чтобы вы понимали, примерно как «Тодес», только ростовский. То есть если зрители и не поймут, что танцы наши также далеки от аутентичных ирландских, как «Балтика» от «Гиннесса», то профессионал из эстрадного коллектива с многолетней историей не заметить этого не может. Наверное, дизайнерка в тот момент искренне пожалела, что не вышла с Зитой, Гитой, Рамешом и хомяками, но отступать было некуда. Выступили, сели ждать результатов. Итоги танцевальной секции подводила хореографиня от Фердер. Встав, она сразу объявила, что в финал выходят кавказцы, после чего стальным голосом отчеканила: «Но запомните, в финале — не более двух минут, на ваших двадцати зритель засыпает, пора бы знать, видно же, что не новички. И уберите вашу группу поддержки, которая с флагами бегает по залу, и никаких выкриков во время выступления — пусть аплодируют в конце. Так, а теперь подниметесь ребята, которые ставили ирландский танец». И мы так потихонечку поднимаемся, но как-то так, чтобы быть как можно менее заметными. И ждем, понятное дело, выговора: зачем вы ЭТО выдаете за ирландские танцы? Хореографиня меж тем продолжает: «Послушайте, я все понимаю. Тему выбрали сложную, но надо же понимать, что это выступление, и необходимо уважать зрителей». (Тут, кажется, я и еще несколько человек сели обратно и даже попытались стечь под стулья.) Хореографиня еще более гневно продолжает: «Почему, почему, я вас спрашиваю, у вас половина людей в белых чешках вышла, а половина — в черных? Вам что, сложно было купить всем одинаковые? Молодцы, конечно, но в следующий раз думайте о внешнем виде!» И ни слова про то, что наши ирландские танцы совсем не ирландские. И про носки тоже ни слова, что, в общем-то, подтвердило нашу теорию, что из зала никто не разберет, что там у нас на ногах. С тех пор я думаю, что за ирландские танцы в Ростове широкой публике можно выдать что угодно. Иногда так и делают: помнится, еще до появления нашей школы какой-то молодой человек утверждал, что учит ирландским. Мне он даже видео прислал — там несколько женщин в клетчатых юбках под ритмичную музыку ходили по кругу. (Сейчас молодой человек занимается пилоном и рекламирует у себя на стене БДСМ-вечеринки, я его с перепугу даже на открытые уроки перестала приглашать, рассылая инвайты из нашей группы, на которую он подписан.) Вот такая история. Заканчиваться она должна рекламой нашей первой и единственной школы ирландских танцев в Ростове Rocky Road, но нет, потому что мне еще на неделю запретили тренировки, а потом еще хз, что скажет гистология. Дорогое Мироздание, я хочу обратно на танцы, разбирать праймери требл и учить людей выворачивать ноги. Осваивать хоп-аут, наконец: теперь это дело чести! Давай уже, я удалю все лишнее, а ты пустишь меня на тренировочки? P. S. Кстати, недавно подумалось, что я многое бы отдала, чтобы быть худой. Но если меня бы спросили, что я хочу — весить 60 кг или закрыть все танцы в интермеде — я бы без колебания выбрала второе. Вот вообще без малейшего. P. P. S. Ну, и танец наш, конечно, ловите. Отличный танец, хоть и без хомяков. Зато в конце есть поддержка. И я — блондинка.